Отвечая на этот вопрос, психологи, в первую очередь, просят проанализировать особенности эмоционального, интеллектуального и психологического уровня развития ребенка. Педагоги и психологи условно поделили возраст ребенка на периоды, каждый из которых имеет свои особенности изучения иностранного языка.
Ранее 5 лет
Ребенок до 5 лет запоминает в основном то, что вызывает в нем живой интерес. Из этого принципа и нужно исходить, планируя занятия языком. Есть и еще целый ряд важных нюансов. Например, если отдать ребенка учить язык в раннем возрасте, допустим, с четырех лет, он сможет наработать достаточно богатый словарный запас. Есть только одна проблема — на иностранном языке ребенок сможет усвоить только те слова, которые знает на русском. Имеются и другие сложности. Специалисты утверждают, что дошкольники достаточно хорошо улавливают правильное произношение слов, им намного проще ставить артикуляцию. Но для этого у малыша не должно быть логопедических проблем. Если же с речью есть какие-то сложности, то до полного их устранения учить язык просто бесполезно.
6−8 лет
По мнению педагогов и психологов, это оптимальный возраст, чтобы начинать изучать иностранный язык. Если заниматься без перенапряжения по два раза в неделю, то к концу школы уровень будет достаточный и для сдачи ЕГЭ, и для получения иностранного сертификата.
За год до школы большинство детей уже достаточно усидчивы и способны концентрировать внимание для целенаправленных занятий. Они готовы постигать новые знания. Речевой аппарат к этому времени достаточно сформирован, чтобы не только разучивать отдельные слова, но и пытаться говорить на языке. Собственно, готовность говорить и может послужить главным индикатором момента, когда надо начинать заниматься. Если ребенок хорошо и разнообразно говорит на родном языке, достаточно усидчив и может хотя бы 20 минут заниматься предложенным ему делом, то на курсы идти можно.
Период после 8 лет
Начинать изучать иностранный язык в 10-12 лет сложнее, но при регулярных занятиях 2-3 раза в неделю по 30-60 минут можно достичь хороших результатов. Нужно принимать во внимание и то, что у школьника много других предметов, а также не забывать о его увлечениях.
Сами родители должны понять, какую цель они преследуют, отдавая ребенка на курсы иностранных языков. Главное в занятиях английским или немецким для ребенка – развивающий эффект, понимание существования иного языка общения. Это, несомненно, положительно отразится не только на развитии способностей изучать иностранные языки, но и на процессе обучения в целом, развитии памяти.
Специалисты «Ассоциации преподавателей вузов» рады видеть на своих занятиях и самых маленьких учеников, и школьников разных возрастов, и взрослых.